29.05.2014

Подводный ядерный сюрприз для Америки

Подводный ядерный сюрприз для Америки
С заступлением на боевое дежурство подводных ракетоносцев «Борей» Россия изменит стратегический баланс сил с США в свою пользу.Гонка вооружений в области сил ядерного сдерживания вышла на конкуренцию уже в пятом технологическом укладе. Основные державы в этой глобальной игре – Россия и США – разрабатывают и испытывают все новые средства доставки боеголовок до цели, создают эшелонированную систему ПРО. За годы хаоса 90-х Москва утратила преимущество морской составляющей триады – из 12 стратегических ракетоносцев к 2000 году в строю осталось только четыре, два из которых уже выработали свой ресурс, остальные не удовлетворяли новым требованиям по уровню шума и локационной заметности.

Паритет по ядерной триаде был нарушен в сторону Америки. Однако с выходом на боевое дежурство первых подводных лодок проекта 955 «Борей» с 16 баллистическими ракетами «Булава», а в перспективе усовершенствованных кораблей проектов 955А/У с 20 ракетами мы не только восстановили баланс сил, но и получили дополнительные стратегические преимущества по гарантированной доставке ядерных блоков в любую точку планеты. После принятия на вооружение «Юрия Долгорукого» в декабре 2013 года замкомандующего Стратегического командования США (USSTRATCOM) генерал Роберт Форст признал, что российские лодки 955-го проекта представляют самую большую угрозу безопасности США.

Давайте разберемся, что так испугало американских военных и в чем заключена угрожающая эффективность наших новых ракетоносцев. Эффективность сил ядерного сдерживания (СЯС) зависит прежде всего от двух основополагающих факторов – скрытности его размещения и возможности преодолевать противоракетную оборону противника. То есть, проще говоря, если место дислокации ракеты заранее известно вероятному противнику (например, отлично видимые со спутника шахты), то ее нетрудно будет уничтожить до того, как она успеет подготовиться к старту и выстрелить. Поэтому, учитывая скорости современных противоракет (до 3 Махов), ракеты шахтного базирования достаточно эффективными не назовешь.

«Воздушная» составляющая ядерной триады – стратегические бомбардировщики – тоже далека от идеала по той же причине – их достаточно легко засечь космическими и радиолокационными средствами, а скорость в разы ниже, чем у ракет. Дай Бог, если самолет успеет пролететь минут 10 – в итоге он будет уничтожен, а боезапас сдетонирует над «домашней» территорией, нанеся радиационный ущерб самому «отправителю». А вот морская составляющая ядерной триады – подводные лодки с МБР на борту – имеет гораздо больше шансов незаметно подобраться к цели на близкое расстояние и скрыть свое местоположение до старта ракет.

Дело в том, что радиолокация, достигающая сегодня точности до метра, под водой не работает – радиоволны в плотной водной среде не в состоянии распространяться. Определять местоположение объектов, даже таких крупных, как атомная подводная лодка, под водой можно лишь методом эхолокации, то есть их можно только услышать, в прямом смысле этого слова. Предел дальности современной эхолокации – 230 км (у самых современных судов). То есть теоретически лодка может втихаря подобраться под самое подбрюшье противника, например, в Западную Атлантику, затаиться на расстоянии километров 500 от Восточного побережья США и выпустить все 20 ракет, снеся с лица земли как минимум 2/3 территории Америки. Если, конечно, эта ракета «умеет» обманывать ПРО – маневрировать, выбрасывать ложные цели, ставить радиопомехи и т.д. Именно поэтому еще в СССР, а теперь и в России, сделана ставка на стратегический подводный флот.

Таким образом, у РПКСН есть всего две задачи – незаметно выйти в район стрельб и выпустить ракеты, и, соответственно, основные характеристики у него – бесшумность и дальность «слуха» (эхолокации) для захвата цели. И вот здесь мы подобрались к разгадке, почему американцы так боятся наших «Бореев». По обеим характеристикам наши новые лодки ушли далеко вперед США – по уровню шума вышли на 5-е поколение, которое в Штатах пока еще только в «бумажной» стадии создания, а по дальности обнаружения достигли показателя в 320 км (потолок американских лодок «Огайо» и «Вирджиния» – 230 км).

Проблема еще в том, что разветвленная система глобального морского мониторинга США включает радары и локаторы, размещенные на расстоянии 500 км друг от друга, то есть вероятность обнаружения атомных подводных лодок составляет 85% (из-за излучения реактора), дизель-электрических – около 60%. Учитывая, что кроме этой системы существует многочисленный американский флот, практически в шахматном порядке разбросанный в акватории всего Мирового океана, то шансы у обычной ПЛ подобраться к американским берегам незамеченной весьма невелики. А «Борей» как раз может это сделать с вероятностью, близкой к 100%, – достаточно не приближаться к объектам противника на расстояние ближе 500 км – ее никто не заметит, а она как раз будет всех «слышать» так, чтобы не попасться.

...............             ........................ .....................



Также есть спасательные плоты класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 штук. Лодка выполнена по двухкорпусной схеме. Прочный корпус разделен на восемь отсеков. 1-й отсек является торпедным. Также в нем находится аппаратная выгородка гидроакустического комплекса, носовая дифферентная цистерна и носовая группа аккумуляторной батареи. Во 2-м отсеке расположен центральный пост, жилые и медицинские помещения, часть радио­электронного вооружения общекорабельных систем, таких как насосное оборудование, гидравлическая система, кондиционеры, электрические преобразователи и аккумуляторная батарея.

3-й отсек вмещает в себя часть боевых постов, вспомогательное оборудование (холодильные машины, дизель-генераторы, холодильные машины, различные насосы и элементы системы воздуха высокого давления), часть аппаратного оборудования РЭВ, а также шахты и фундаменты подъемномачтовых устройств. 4-й и 5-й – ракетные отсеки. Прочный корпус в их районе имеет максимальный диаметр. 6-й отсек отведен под паропроизводящую установку, а также ее вспомогательное и насосное оборудование. Далее следуют 7-й турбинный отсек, 8-й отсек с вспомогательным оборудованием и румпельное отделение с гидравлическими приводами кормовых рулей. В междубортном пространстве корпуса размещены цистерны главного балласта и цистерны замещения ракет.
............           ..................             ....................
Мощность ПТУ на валу составляет 43 000 л.с., суммарная мощность автономного турбогенератора 7000 л.с. За счет этого достигается максимальная подводная скорость около 29 узлов и надводная 15 узлов. В состав вспомогательной силовой установки входит резервный движительный комплекс с подруливающими устройствами в откидных колонках с погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с. На борту лодки установлен вспомогательный дизель-генератор АДГ-1000 мощностью 1000 л.с., на базе дизеля 8ДМ-21С. «Борей» несет на борту 16 межконтинентальных баллистических ракет комплекса Д-30/3К30 «Булава» с ракетами Р-30/SS-NX-30 разработки Московского института теплотехники.

http://esoreiter.ru/index.php?id=0214/podvodnyj_jadernyj_syrpriz_dlja_ameriki.htm&dat=news&list=02.2014

Эксперт.Ру Сергей Тихонов

Комментариев нет:

Отправить комментарий